Мрачность, великолепие, возвышенность и другие особенности готического стиля в архитектуре

Готический стиль в архитектуре Без рубрики

История не уходит бесследно, и, хотя, что-то растворяется в веках, но только не эпоха Средневековья. Несмотря на ограниченность тех времён в технологиях, нам остались постройки удивительной красоты и особенного замысла старинных зодчих. Любителям необычного исторического наследия есть смысл вместе с HomeMyHome.ru погрузиться в готический стиль в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре
Рассматривать готику можно часами, и, всё равно, глаз будет находить всё новые и новые элементы

Готическая архитектура на разных этапах своего развития

Готика в архитектуре делится на три этапа:

  • ранний (XII век);
  • зрелый (XIII век);
  • поздний (XIV-XVвека).

Пора познакомиться с исключительно прекрасным направлением в зодчестве, которое и по сей день продолжает занимать свою достойную нишу.

Ранняя готика XII века: шаг вперёд в архитектуре

Средневековое архитектурное искусство развивалось и преодолело романскую ступень, превратившись в более зрелое с художественной точки зрения направление.

Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме
Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме

Это сочетание предыдущих знаний Средневековья с противоречивыми представлениями XII века. В образах строений появляется мечтательность и некая взволнованность патетических образов.

Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства
Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства
Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке
Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке

Собор в Сансе является трёхнефной базиликой. Средний неф широкий и невысокий, что смотрится очень контрастно по сравнению с узостью боковых нефов.  Часть нагрузки продольных арок принимают на себя мощные колонны и столбы.

Вместо галерей появились узкие трифории с аркадами. В связи с изменением величины оконных проёмов в строительстве, на соборе появляются четырёхметровые контрфорсы, принимающие на себя часть нагрузки со стен.

Романские традиции ещё заметны, но явственнее проступает переход на каркасную систему. В XII веке ещё не решили задачу связи каркасной системы и удачных композиционных построений. Ранняя готика занималась поиском именно такого решения.

Яркий пример ранней готики — собор в Лане
Яркий пример ранней готики — собор в Лане

Внешний облик зданий на раннем этапе готической архитектуры ещё отдаёт дань романскому стилю.

Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов
Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов

Зрелая готика XIII века: ближе к реализму

В XIII веке продолжается строительство начатых в прошлом столетии соборов, появляются небольшие капеллы, принадлежащие гильдиям или частным лицам.

Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже
Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже

Капелла являет собой образец архитектурного изящества, её пропорции совершенны, что обусловлено удачной композицией внутреннего строения и внешнего облика.

На смену массивным стенам и маленьким окнам пришли высокие пятнадцатиметровые окна, заполнившие простенки между сводами. Здание кажется очень хрупким, что визуально подчёркивается многоцветными витражами.

Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции
Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции

Закладка готического собора произошла в 1211 году, остатки романской постройки не были приняты строителями во внимание. Здесь нет галерей, членение по ярусам идёт по вертикали, трифории располагаются очень высоко. Пропорции строения легки и изящны, а сам облик чрезвычайно декоративен вследствие включения в композицию новых элементов и решений: башенок, скульптур, глубоких порталов, окон «роз».

Поздняя готика: мрачность XIV-XV веков и её отпечаток в зодчестве

Для Европы, в особенности для Франции, XIV век оказался не самым лёгким в истории. Тем не менее, готическое строительство в Европе развивалось положенным ему темпом.

Для готики в её позднем расцвете характерна каркасная система, которая уже прочно вошла в основу зданий предыдущего этапа. Теперь больше внимания уделяется декоративным возможностям. Объёмы максимально облегчаются, растворяясь в декоре.

Увеличивается число оконных членений, усложняется рисунок их переплётов, приобретаются новые формы, становится больше фиалов, вимпергов, капители превращаются в декоративные пояса.

Кроме стрельчатой арки появляются другие типы. Своды становятся не только крестовыми, но и звёздчатыми и сетчатыми. Все формы упрощаются, столбы переходят в архивольты и нервюры, которые теперь опираются на кронштейны. Главным становится вертикализм и линеарная композиция.

Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)
Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)
Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики
Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики

Каркасная система: важное слово в готической архитектуре

Пытливые умы средневековых зодчих вкупе с накопленным столетиями опытом были сосредоточены на перераспределении нагрузки, облегчении стен и перекрытий. Благодаря всем ухищрениям, была значительно увеличена площадь помещения и его высота.

Предшественница готики, романская архитектура, распределяла вес по всем стенам: чем выше свод, тем толще были стены. В готике решение было иным. Это позволило получить больше декоративных возможностей, одновременно используя их в качестве элементов для распределения нагрузки. Этому поспособствовало понимание того, что вполне достаточно сконцентрировать вес и давление кладки только в некоторых точках постройки. Именно так, во всей красе, был явлен готический каркас.

Колонны, контрфорсы и аркбутаны взяли на себя несущую роль в здании. Красивые строения получили возможность иметь колоссальные размеры без всякого риска обрушения
Колонны, контрфорсы и аркбутаны взяли на себя несущую роль в здании. Красивые строения получили возможность иметь колоссальные размеры без всякого риска обрушения
В противовес прежним невысоким потолкам, готические соборы поражают очень высокими сводами
В противовес прежним невысоким потолкам, готические соборы поражают очень высокими сводами

Прежде окна были небольшого размера, так как уменьшали несущую способность стен, в готике окно свободно занимает место целиком между колоннами. Помещения теперь кажутся одним целым из-за тонких опорных колонн.

Перераспределение нагрузки от ажурного нервюрного крестового свода идёт на нервюры, арки, затем столбы и колонны, а боковой распор воспринимают аркбутаны и контрфорсы.

Как следствие, экономился строительный материал, увеличилась высота зданий, его внутренняя освещённость, уменьшились сроки строительства, появилось много конструктивных элементов.

Основные элементы готического стиля: как не запутаться в названиях

Подчас непросто понять язык зодчества, но на самом деле не всё так сложно, как кажется непосвящённым. Рассмотрим основные конструктивные элементы готической архитектуры.

Своды

Инженерия средних веков подарила идею создания нервюрного крестового свода, сделав такой элемент основным в конструкции соборов. Готический свод характеризуется выраженными профилированными рёбрами рабочего каркаса.

Нагрузка крестового свода распределяется равномерно на угловые опоры
Нагрузка крестового свода распределяется равномерно на угловые опоры

Для уменьшения веса элемента, были усилены арки пересечений сводов, сделав купол каркасным. Так появилось новое слово в «архитектурном» языке – нервюра от французского nervure — жилка, ребро.

Простейший нервюрный свод складывается из четырёх щековых арок периметра и двух диагональных арок, называемых оживами. Звёздчатый готический свод характеризуется вспомогательными рёбрами тьерсеронами и лиернами.

Помещения теперь кажутся одним целым из-за тонких опорных колонн
Схема свода каркаса в готике

Аркбутаны и контрфорсы

Аркбутаном называют наружную каменную упорную арку, задача которой передать распор к опорным столбам — контрфорсам. В ранней готике аркбутаны скрывались под крышей, мешали освещению, а потому, их вывели наружу.

Аркбутаны незавершённого Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии)
Аркбутаны незавершённого Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии)

Могучий готический столб, противодействующий распору сводов, называется контрфорс. В Средние века этот элемент вынесли наружу на некотором расстоянии от стены и соединили с ней аркбутанами.

Получилось эффектное решение для переноса нагрузки
Получилось эффектное решение для переноса нагрузки

Мозаичные окна

Витраж в готике решал задачу эффекта присутствия «Божественного света» внутри соборов, а цвет стекла настраивал на духовный лад. Готические витражи разные по форме: сюда входят стрельчатые окна, окна-розы, медальоны, эллипсы с историческими сюжетами.

Самым интересным примером служит окно-розетка, впервые появившееся в архитектуре после крестовых походов
Самым интересным примером служит окно-розетка, впервые появившееся в архитектуре после крестовых походов

На протяжении раннего этапа готики окно-роза, располагающееся на западном фасаде, увеличилось в размере и приблизилось к ширине нефа.

Узор радиальный и расходится от центра
Узор радиальный и расходится от центра
Изображение должно было быть религиозным, равновесным, как печать Соломона. Это символическое соединение вечного, смертного, конечности и бесконечности, единении материи и духа
Изображение должно было быть религиозным, равновесным, как печать Соломона. Это символическое соединение вечного, смертного, конечности и бесконечности, единении материи и духа

Готические здания в странах Европы

Жизнь европейских городов всегда была тесно связана друг с другом, несмотря на языковые и национальные различия. Готика вошла в архитектуру Средних веков как событие само собой разумеющееся и логически обоснованное. Давайте оценим красоту готических строений Средневековой Европы.

Английская и Французская готика

Франция прославилась своими постройками в готическом стиле на весь мир. Здесь много примеров готики на разных этапах её развития.

Поразительно прекрасная церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144 гг.)
Поразительно прекрасная церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144 гг.)
Ранняя готика на примере собора в Лане
Ранняя готика на примере собора в Лане

«Высокая» готика XIII века приобрела новые усовершенствованные черты, что видно по характеру постройки часовни Сант-Шапель (Париж, 1243-1248 гг.)

«Пламенеющая» (поздняя) готика с её оконными проёмами в виде пламени: запоминающаяся церковь Сен-Маклу в Руане
«Пламенеющая» (поздняя) готика с её оконными проёмами в виде пламени: запоминающаяся церковь Сен-Маклу в Руане

Великобритания хоть и была занята войнами, раздорами и церковными конфликтами, но с некоторым опозданием на два века тоже попала под власть мрачно-величественной готики. На английское зодчество оказали влияние нормандские и анжуйские завоевания.

Вестминстерское аббатство как образец английской готической архитектуры
Вестминстерское аббатство как образец английской готической архитектуры
Собор в Линкольне. Ранняя английская готика устремлялась ввысь. Нервюры и арки напоминали ланцет. Окна вытягивались в высоту. Декор был выпуклым
Собор в Линкольне. Ранняя английская готика устремлялась ввысь. Нервюры и арки напоминали ланцет. Окна вытягивались в высоту. Декор был выпуклым
Самая высокая средневековая английская башня собора Солсбери
Самая высокая средневековая английская башня собора Солсбери

Затем последовал переход к английскому перпендикулярному стилю, характеризующемуся вытянутым узким прямоугольником и аркой с остроконечным навершием, которые покрывали все поверхности.

Примером перпендикулярного стиля считается часовня королевского кембриджского колледжа (1441-1515 гг.)
Примером перпендикулярного стиля считается часовня королевского кембриджского колледжа (1441-1515 гг.)

Готика Германии и Чехии

Германия также переняла французский опыт, но исключила из него изящество и ажурность. Здесь в почёте был драматизм и экспрессия, что тесно переплелось с романскими традициями. Чаще всего можно было встретить однобашенные соборы, устремлённые вверх.

Фрайбургский собор: шатёр из брусьев и свобода от излишнего резного декора
Фрайбургский собор: шатёр из брусьев и свобода от излишнего резного декора
Кёльнский собор (1248– 1880) напоминает Амьенский, но славится сухостью форм
Кёльнский собор (1248– 1880) напоминает Амьенский, но славится сухостью форм

В Чехию готика пришла в XIII веке и также разделилась на три этапа развития, достигнув пика к XV-XVI векам. Инициативой возведения готических строений владел королевский двор и влиятельнейшие семейства страны. Это удивительно красивое сочетание французского, саксонского стиля и подунайской архитектуры Средних веков.

Кафедральный собор святых Петра и Павла в Брно приковывает взгляд отовсюду
Кафедральный собор святых Петра и Павла в Брно приковывает взгляд отовсюду

Испанская и итальянская готика

Светская Италия явила миру венецианскую готику, перенявшую и развившую декоративные особенности направления зодчества. Особенно интересен в качестве примера дворец Дожей.

Беломраморная колоннада дворца Дожей и лоджия с килевидными арками: изящнее и легче не найти
Беломраморная колоннада дворца Дожей и лоджия с килевидными арками: изящнее и легче не найти
Палаццо Веккьо во Флоренции ещё осталось приверженцем романской архитектуры с готическими чертами
Палаццо Веккьо во Флоренции ещё осталось приверженцем романской архитектуры с готическими чертами

Испания внесла свою лепту в зодческое искусство в виде огромных резных распятий позади алтаря и украшенных металлических решёток.

Неоготическая архитектура

Неого́тику («новую готику») считают возрождением готической формы в историческом аспекте. Первопроходцем в этом интересном деле стала Англия в сороковые годы XVIII века, быстро передав эстафету по всему миру: в неоготическом стиле стали строить не только соборы и храмы, но и частные домовладения.

Неоготика Биг-Бена
Неоготика Биг-Бена
Тауэрский мост показал миру красоту возрождения архитектурного стиля Средневековья в современном исполнении
Тауэрский мост показал миру красоту возрождения архитектурного стиля Средневековья в современном исполнении
В России неоготика получила развитие в придворных кругах и католических общинах, но для характеристики архитектурных решений того времени принято использовать термин «псевдоготика»
В России неоготика получила развитие в придворных кругах и католических общинах, но для характеристики архитектурных решений того времени принято использовать термин «псевдоготика»

Современная готика в коттеджном строительстве России

Если на Руси не было готики и в помине, то на место псевдоготики в современном мире России проявился значительный интерес. Всё большей популярностью пользуются дома и коттеджи с башенками вертикальной ориентации, с наличием стрельчатых фронтонов и декоративных заострённых арок.

Кровля коттеджей крутая и многоскатная
Кровля коттеджей крутая и многоскатная

В глаза бросаются кованые шпили. Крыша или композитная керамическая, или же из битумной черепицы обязательно тёмного цвета.

Вместо средневековых стрельчатых окон в проекты включён узкий тип высокого окна прямоугольной формы, часто дополненный витражами
Вместо средневековых стрельчатых окон в проекты включён узкий тип высокого окна прямоугольной формы, часто дополненный витражами

Готический стиль не канул в Лету, а по-прежнему остаётся в книгах, городах, умах и сердцах многих людей, как удивительно глубокое и прекрасное слово в истории и эпохе архитектуры.

Видео: секреты готического стиля

Как вам статья?

Оцените статью
HomeMyHome.ru | Ремонт, строительство, дизайн